Бу андерсон википедия


Почему уволили Бу Андерссона: причины и следствия

Альянс Renault-Nissan 7 марта официально заявил о том, что президент ОАО "АВТОВАЗ" Бу Инге Андерссон покинет предприятие. Его преемника назначат на совете директоров предприятия, который состоится 15 марта 2016 года.

Когда Бу Андерссона забирали у «Группы ГАЗ» в 2013 году, а иначе как «забирали» и не скажешь – на самом нижегородском заводе о назначении шведа на пост президента ОАО «АВТОВАЗ» узнали из пресс-релиз концерна «Ростех», который владеет блок-пакетом акций тольяттинского автогиганта, владельцы ОАО «АВТОВАЗ» не могли не понимать, что Андерссон «производственник», а не финансист. Он занимается продуктом, а не денежными потоками. По всей видимости, это устраивало и альянс Renault-Nissan (контролирует завод) и «Ростех». Однако, в реальной жизни все оказалось иначе.

Роботы вместо людей

Бу Андерссон начал делать то, на что не решались ни Владимир Каданников, ни Игорь Комаров, ставленник «Ростеха». Он начал сокращать персонал. Заводу реально не нужно столько людей, никогда не нужно было, даже Каданников говорил о том, что на заводе как минимум 30% лишнего персонала. «А что я сделаю? Завтра уволенные с черенками от лопат в руках разнесут все предприятие. Тольятти это моногород, надо быть социально ответственными», - говорил Владимир Каданников в 2004 году.

А Бу Андерссон лихо за два года сократил около 30 тысяч рабочих. Многих по соглашению сторон с выплатой семи окладов. Почитайте на «Медузе» откровения сокращенных работников, и вы поймете, что со многими рабочими нужно было расставаться без всякого сожаления. Люди в Тольятти живут по принципу «вся страна для завода», а не «завод для страны».

Массовые сокращения персонала вызвали недовольство главы «Ростеха» Сергея Чемезова, который пообещал «провести воспитательную работу» с Андерссоном. Шведу-то непонятна проблема моногородов, для него главное эффективность производства. А людям идти некуда – второе крупное предприятие в городе «Тольятти-Азот» вакансий не имеет и тоже, в общем-то, находится в тяжелом состоянии. Потому, сокращенные сотрудники «проедали» выходное пособие, а потом оказывались перед выбором – идти в дворники или же торговать на рынок.

Война с поставщиками

Бу Андерссон занял жесткую позицию по отношению к российским поставщикам компонентов. Бывало, целые партии комплектующих уезжали обратно из-за брака, а конвейер завода из-за этого останавливался. Привыкшие к тому, что АВТОВАЗ идет на любые условия поставщиков, некоторые начали задирать цены. Бу Андерссон в ответ нанял военно-транспортный самолет и привез партию комплектующих из-за границы. Подобное, кстати, было и при Каданникове – когда российские производители автолиста задрали цены, он демонстративно закупил два вагона стали в Южной Корее (это вышло дешевле). В итоге, Северсталь, Мечел и другие сели за стол переговоров.

«Ростеху», видимо, не очень понравилась ситуация и с бывшим крупнейшим поставщиком завода, компанией АвтоВАЗагрегат. Он попросту прекратил закупать некачественные комплектующие и не пошел на сделку о повышении цен. В итоге АвтоВАЗагрегат разорился, задолженность по зарплате достигла нескольких месяцев, а проблемным предприятием занялась прокуратура, которая возбудила более тысячи административных дел в отношении завода. Оно и логично – кроме АВТОВАЗа у АвтоВАЗагрегат никто не закупал комплектующие. Оставшись без единственного покупателя предприятие фактически прекратило свою работу. Таким образом, Бу Инге Андерссон взял под свой контроль «дочку» «Ростеха», компанию «Объединенная автомобильная группа» (ОАГ), и начал диктовать ОАГ собственные условия. Такое Сергею Чемезову понравиться не могло.

Авторитаризм

Когда Бу Инге пришел на завод, одно из первых, что он потребовал сделать – привести в порядок туалеты в цехах. Рабочие подшучивали над Андерссоном, но туалеты были приведны в порядок и поддерживались в чистоте. С «Группы ГАЗ» Бу Андерссон перенес на АВТОВАЗ и ежедневный, вернее, ежеутренний обход завода. Он лично прилюдно отчитывал менеджеров, рабочих, смотрел за качеством сборки. А еще сотрудникам завода крайне не понравился приказ Андерссона избавиться от цветов в горшках в цехах, типа на заводе работать надо и там не должно быть ничего лишнего, а они за десятилетия так привыкли к цветочкам.

Менеджеры гуськом бегали по утрам за Андерссоном, который проводил летучки прямо в цехах. К такому здесь не привыкли (на «Группе ГАЗ» была подобная ситуация, но там было частное предприятие).

Он без всякой жалости расставался со ставленниками Renault-Nissan и старым менеджементом завода, которого ловил то на растратах, то на «откатах». Такой прыти от него тоже явно не ожидали.

Андерссон неоднократно заявлял, что он человек завода, а не акционеров, похоже, последние посчитали, что он выходит из-под контроля.

Финансы и логистика

Напомним, что Андерссон занимается продуктом и эффективностью производства, а не финансами. Однако, в отличие от «Группы ГАЗ», здесь Бу Инге влез и в финансовую составляющую, чего от него явно не ожидали ни в Renault-Nissan, ни в «Ростехе».

Он отказался от услуг инжиниринга Renault-Nissan, за которые завод каждый год платил по 5 миллиардов рублей. Он продал дорогие внедорожники Infiniti, на которых по Тольятти разъезжал менеджмент Комарова и приказал сделать для топ-менеджеров завода специальную серию Lada Largus VIP. Любопытно, что только менеджеры «Ростеха» Комарова, а до него Алешина, Артякова и Есиповского позволяли себе рассекать по городу на дорогих иномарках. Тот же Каданников, имея в Москве бронированную Audi A8, по Тольятти перемещался в VIP-версии «десятки».

А еще Бу Андерссон начал избавляться от подразделений и дочерних предприятий, интегрируя их в основное производство. Так, было ликвидировано убыточное Опытно-промышленное предприятие (ОПП) – сборка пятидверных Lada 4x4 переехала из отдельного цеха в основные производственные помещения.

В вину Андерссону можно поставить непонятную логистику с производством лифтбэков Lada Granta и седанов Lada Vesta на ИжАвто, вернее на площадке Lada Ижевск. Ведь более 60% комплектующих приходится везти из Тольятти в Ижевск за 600 км. Но Андерссон объяснял это необходимостью дозагрузить производственные мощности в Ижевске. Да и похоже у него на Lada Ижевск были большие планы по созданию ультрасовременного сборочного завода.

Новые продукты

Злопыхатели говорят, что новых продуктов на рынок под брендом Lada Бу Андерссон не вывел. Дескать, Lada Vesta это старый проект АВТОВАЗ («Проект С»), а Lada XRAY всего лишь Renault Sandero Stepway с другими внешними кузовными деталями. А уж всякие Cross-версии Lada Kalina и Largus вообще не нужны рынку.

  • Lada Vesta и XRAY - первые по-настоящему новые модели Lada за многие годы

Однако, именно Бу Андерссон всего за два года довел Vesta от концепта до серийной версии. Да, автомобиль получился недешевым, но современный безопасный автомобиль стоить как «Жигули» и не может. Ну а XRAY французы, испугавшись внутреннего каннибализма с Sandero, разрешили выпустить всего 15 тысяч автомобилей в год.

Жизнь после Андерссона

Когда Бу Андерссона нанимали на должность президента ОАО «АВТОВАЗ» перед ним поставили несколько задач, среди которых: достигнуть 20-процентной доли на внутреннем рынке и вывести завод на уровень безубыточности при 6% рентабельности. Ни одно из этих условий не выполнено. За прошлый год АВТОВАЗ получил рекордный убыток в 74 миллиарда рублей, а его доля на рынке едва превысила 18%. Но выполнить условия контракта с учетом бушующего в России экономического кризиса было невозможно. Это признает даже глава Renault-Nissan Карлос Гон. Тем не менее, альянс поддержал отставку Андерссона. А о том, что окончательное решение разорвать с ним контракт уже принято заявил глава «Ростеха» Сергей Чемезов. «Сейчас нам нужен другой человек, – пояснил Сергей Чемезов. – Пытаясь обеспечить высокое качество продукции, Бу Андерссон отказался от многих российских комплектаторов. Он пошел по очень простому пути, закупая продукцию за рубежом у поставщиков Renault-Nissan. В связи с падением курса рубля наши расходы значительно увеличились. 75 млрд рублей убытков было сгенерировано под руководством Бу Андерссона».

По некоторой информации после новых назначений завод сосредоточится не на новых дорогих продуктах, а на Lada Granta и Priora, самых доступных автомобилях на российском рынке. Со старой «проверенной временем» конструкцией. Напомним, что Priora это в общем-то модернизированная десятка, а Granta – первая Kalina, построенная на «восьмерочной» подвеске.

Сам Бу Андерссон недавно заметил, что ему уже 60 лет и его карьера подходит к концу. Однако, российский автопром в лице инициативного шведа потеряет талантливого управленца. Остается надеяться на то, что новые руководители доведут до серийного производства две ожидаемые новинки: универсал Vesta и полноприводный XRAY Cross.

«Почему уволили Бу Андерссона: причины и следствия»

CarExpo.ru

Жизненный путь Бу Андерсона

Не так давно из "АвтоВАЗа" уволился Игорь Комаров. Теперь президентом данной компании стал Бу Андерсон. Биография этого человека очень интересна. Именно ей и посвещена данная статья.

Детство и юность

Бу Андерсон родился в начале второй половины XX века, а именно 16 октября 1955 года. Родиной этого известного человека является прекрасная страна Швеция, в частности ее южный город Фалькенберг. В этом замечательном городе он был рожден и провел там все свое детство и юность. В 19 лет юный Бу Андерсон вступает в вооруженные силы Швеции. Там он получает военную выдержку и закалку. Следует отметить, что в Военных Силах Швеции он достиг немалых успехов, дослужившись до звания майора.

Образование

Военная служба не помешала ему многого добиться и в образовании. Бу Андерсон - выпускник не только Военной академии Швеции, но также имеет бакалавриат делового администрирования Стокгольмского университета, а также он прошел программу менеджмента в одном из самых престижных университетов мира, в Гарварде.

Карьера

Работу в автомобилестроительной сфере начинает в 1987-м, в достаточно зрелом возрасте - в 32 года. Первой должностью, которую он занял в данной отрасли, стал пост менеджера GM в вопросах по совместной деятельности в одной из известнейших компаний - Saab. Через 3 года работы на данном посту его назначают вице-президентом Saab в вопросах закупок. Еще через 3 года, в 1993 году, Бу Андерсон снова меняет пост, возвращаясь в компанию, в которой он начинал свою деятельность, - GM. Там он становится директором. В его обязанности входит закупка электротехники и прочей электроники. Через год его обязанности вновь меняются, и он становится главным по закупкам химических материалов. Через несколько лет упорной работы на этой должности он получает повышение и становится вице-президентом по закупкам «GM Европа». Это событие происходит в 1997 году, когда ему исполняется уже 42 года, то есть после десятилетней работы в сфере машиностроения. Оставаясь работать в этой же компании, Бу Андерсон в 1999 году меняет направление своей деятельности и возглавляет группу, занимающуюся международными закупками. С весны 2007 года и до лета 2009-го Бу Андерсон являлся вице-президентом GM Group по вопросам закупки и сети поставщиков.

В июне 2009 года он стал советником Олега Дерипаски и встал во главе совета директоров «Группы ГАЗ». Именно с этого события начинается его деятельность в российском автомобилестроении.

Деятельность в России

В августе 2009 года Бу Андерсон становится президентом «Группы ГАЗ». На данном посту он обязывался совместить планирование стратегии фирмы с начальством текущей операционной деятельности. Руководство компании поставило перед Бу Андерсоном следующую задачу: добиться наилучшего соотношения между такими параметрами, как качество продукции и расходы всевозможных уровней. В ходе его деятельности данная фирма смогла представить на рынок новый модельный ряд, который полностью удовлетворял требования современного человека к автомобилю. Также компания начала сотрудничать с самыми известными и востребованными зарубежными производителями в данной отрасли, что помогло ей укрепить свои позиции на отечественном рынке и укрепить лидерство среди легкого транспорта. Благодаря деятельности Бу Андерсона компания увеличила свой годовой доход в 2012 году на 3,5%, что говорит о том огромном вкладе, который он внес в развитие данной фирмы.

Так как в октябре 2013 года Игорь Комаров, который прежде являлся президентом «АвтоВАЗа», покидает свой пост, Бу Андерсон становится одним из главных претендентов на эту должность. После недолгих переговоров было принято решение, что данный пост займет именно Бу Андерсон. «ВАЗ» теперь находился под его полным контролем, поэтому развивать данное предприятие ему стало гораздо легче. Он был утвержден советом директоров 5 ноября, а приступил к своим обязанностям 13 января 2014 года. Он останется руководителем предприятия «АвтоВАЗ» на ближайшие 3 года, именно через такой срок президент компании будет переизбран.

Инцидент с одним из депутатов

Через некоторое время, после того как Бу Андерсон стал президентом «АвтоВАЗа», у него произошла неприятная история, связанная с одним из руководителей цеха Волжского завода Владимиром Бокком. Дело в том, что когда президент компании делал осмотр, ему не понравилось то, что работники курят около своих рабочих мест и оставляют там окурки. Недовольство он высказал Владимиру Бокку, который не захотел прислушиваться к его мнению, после чего возникла словесная перепалка, в результате которой Бу Андерсон подрался с Бокком. Работники завода на этот счет не давали никаких комментариев, поэтому истинная картина произошедшего является весьма размытой. Таким неприятным инцендентом был весьма огорчен Бу Андерсон. Семья его поддержала, и это дало свои результаты: через пару дней он вовсе оправился от произошедшего.

Награды и титулы

  • В 2012 году Бу Андерсон становится почетным консулом Швеции в Нижнем Новгороде.
  • В этом же году он получает награду «За выдающиеся достижения», врученную ему журналом Automotive Supply Chain за успехи, которых достиг при восстановления предприятия «Группа ГАЗ».
  • В июне 2013-го он стал почетным гражданином Нижнего Новгорода. Этого звания он был удостоен за огромный вклад в экономику города, преобразования, проведенные на Горьковском автозаводе, а также укрепление его авторитета среди других предприятий России.
  • Был признан «Лучшим руководителем 2010 года» в российском автомобилестроении на международном форуме памяти Адама Смита.

fb.ru

Увольнение Бу Андерссона - причины и последствия - журнал За рулем

Шведа обвинили в том, что кризисный 2015 год АВТОВАЗ под его руководством закончил с катастрофическими 75 млрд руб. убытка. И накануне выборов в Госдуму раскритиковали за слишком жесткую кадровую политику и неделикатное обхождение с работниками завода, поскольку г-н Андерссон известен своим радикальным подходом к решению проблем. Но таким ли злом для тольяттинского автогиганта оказался 60-летний варяг, каким его пытается представить руководство Ростеха?

— Все. Нам нужен другой человек, — отрезал глава Ростеха Сергей Чемезов.

В компании «Renault Россия» планы по отставке Бу Андерссона тоже подтвердили — имя преемника назовут 15 марта на совете директоров АВТОВАЗа. Новому руководителю предстоит заняться «следующим этапом операций по выводу компании из кризиса».

Для самого Андерссона, судя по реакции его близкого круга общения, такие новости в духе «бей врагов, спасай Россию» оказались полной неожиданностью. Неужели Андерссон явился таким страшным злом для АВТОВАЗа, тайным иностранным агентом, которого отправили для развала российской экономики в угоду альянсу Renault-Nissan? Оценивая все, что шведу удалось сделать за два с лишним года, в такое трудно поверить.

Материалы по теме

«Проклятое место»? Похоже на это. Или, как вариант, его руками просто решили сделать всю грязную работу, а отставкой разрядить назревающее социальное недовольство в Тольятти. План по оптимизации численности рабочих АВТОВАЗа существовал в Минпромторге задолго до прихода решительного Бу, но взяться за людей пришлось именно ему. Накануне выборов в Госдуму такая бомба замедленного действия оказалась никому не нужна. Митинги, протесты, требования о повышении зарплаты — разбираться с этим вместо ведения предвыборной гонки не хочется никому. Теперь Бу смещен, и обязательно все будет хорошо, как бы дает нам понять государство в лице Ростеха. Теперь плачевное состояние российской экономики можно смело прикрывать недальновидностью иностранца. Что, собственно, и происходит.

Критика за убытки

После дифирамбов за запуск двух новых моделей, повышение качества выпускаемых автомобилей и снижение расходов по ряду статей в адрес шведа посыпалась жесткая критика. «Неожиданно» предприятие, ориентированное лишь на внутренний рынок, оказалось неспособным приносить прибыль в условиях кризиса. Так, по итогам 2015 года в результате проводимой Андерссоном политики АВТОВАЗ «сгенерировал» 75 млрд руб. убытков. На фоне этой впечатляющей цифры потери в 25,4 млрд в 2014-м и 7,9 млрд в 2013-м кажутся несущественными. В аудиторском отчете консалтинговой компании Ernst&Young говорится, что большая часть убытков (42 млрд руб.) образовалась из-за обесценивания активов компании. Позже, стараясь защитить своего подопечного, это не раз подтверждал глава Renault-Nissan Карлос Гон. Еще до официальной отставки Андерссона Гон просил никак не связывать его возможный уход с финансовыми результатами деятельности компании.

Однако российские акционеры, как оказалось, придерживаются другого мнения. Чемезов заявил, что попытки Андерссона обеспечить высокое качество продукции обернулись тем, что он отказался от услуг большинства российских поставщиков и пошел по самому простому пути — закупке комплектующих за рубежом у поставщиков альянса Renault-Nissan. В итоге из-за рухнувшего рубля расходы АВТОВАЗа многократно возросли, а новые автомобили стали гораздо дороже, чем планировалось. В середине докризисного 2014 года Андерссон рассказывал, что Lada Vesta будет стоить около 350 тыс. руб., но стартовая цена на автомобиль, который запустили прошлой осенью, составила 514 тысяч.

Претензии о лояльности к иностранным поставщикам понятны. Но цель у Бу была одна — выпуск качественных автомобилей. Выход очередного «тазика» поставил бы крест не только на доверии к АВТОВАЗу, но и на карьере самого Андерссона.

Кстати, не стоит забывать и о поведении отечественных поставщиков, многие из которых после кризиса подняли цены так, что оказалось дешевле покупать у иностранцев. Именно на такую ситуацию в беседе с корреспондентом «За рулем.РФ» пожаловались представители руководства Nissan.

Сокращение персонала

Второй, не менее важной причиной увольнения стала жесткая кадровая политика Андерссона. Придя на предприятие в конце 2013 года, он сразу же заявил, что структура АВТОВАЗа неоптимальна. После знаменитой чистки уборных и сливных систем Бу немедленно принялся за приведение численности коллектива в более адекватное, по его представлениям, состояние. На конец 2013 — начало 2014 года на АВТОВАЗе работало более 70 тыс. человек. Сейчас, как рассказали «За рулем.РФ» в заводском профсоюзе компании, свои места сохранили лишь 44–44,5 тыс. человек. Сокращениям подверглись как простые рабочие, так и менеджеры различных уровней. Последняя волна увольнений прокатилась по автогиганту в 2015 году, когда своих должностей лишились около 1100 «белых воротничков». Но и после в беседах на эту тему Андерссон давал понять, что резерв для будущих увольнений остается.

Сотрудники завода смогли провести несколько громких митингов, на которых требовали прекратить сокращения и повысить заработную плату. А еще они просили принять меры по сохранению «АВТОВАЗАгрегата» и его дочерних предприятий, которые в итоге обанкротились, поскольку Андерссон отказался от их услуг. Это лишило работы еще более пяти тысяч жителей Тольятти. Впрочем, в чем-то Андерссон попытался пойти навстречу. Он пообещал, что в случае наращивания объемов производства поднимется и заработная плата. Только с падением рубля и цен на нефть все получилось наоборот: в феврале 2016 года предприятие в Тольятти перешло на четырехдневный график работы, а зарплата сотрудников, включая самого Андерссона, снизилась еще на 20%. До этого момента средний заработок по заводу и так был невысок — 28–28,5 тыс. руб. Сам швед рассказывал, что его месячная зарплата составляет около 50 тыс. долл. в рублевом эквиваленте.

Качество автомобилей и производительность труда

Сотрудники АВТОВАЗа, которым, казалось бы, впору затаить обиду на грозного руководителя, рассказывают больше о его заслугах, чем о промахах. Глава профсоюза компании Сергей Зайцев с гордостью говорит о выпуске в сжатые сроки двух сильных новинок — Весты и Иксрея, отмечая, что в дальнейшем модельный ряд обновится по уже разработанному плану.

Материалы по теме

Производительность труда на предприятии с приходом Андерссона выросла в 2014 году в два раза по сравнению с 2013-м, а в 2015-м увеличилась еще примерно на 11%, притом что персонала стало меньше на треть.

— Качество автомобилей выросло, — рассказал Зайцев. ­- Пусть до Тойоты и Ниссана пока недотягиваем, но Рено и другие европейские компании мы обогнали точно.

Эти слова подтверждают и результаты прошлогоднего итогового собрания акционеров АВТОВАЗа. Показатель прямого схода автомобилей с конвейера без дефектов достиг 88% против 56% в конце 2013 года. Общий объем дефектов на сборочных линиях только в 2014 году сократился на 42%.

С приходом шведа заработало несколько направлений, о которых раньше в Тольятти даже и не думали. Например, центр удовлетворенности потребителей, который собирает информацию от клиентов по качеству автомобилей. На ее основе приняли немало решений по комплектациям и улучшениям каждой модели. Для дилеров же заработала «Lada Академия» — информационно-консультационный центр, базирующийся на стандартах и требованиях альянса Renault-Nissan. Отныне каждый дистрибьютор обязан проводить аттестацию персонала после блока тренингов.

В итоге Андерссону удалось сделать то, во что мало кто верил — вернуть доверие и интерес к марке Lada и впервые за многие годы выпустить качественные автомобили в рекордно короткие сроки. Рассказывая о своих нередких встречах с президентом Владимиром Путиным, глава АВТОВАЗа вполне заслуженно хвастался поддержкой первого лица. Дескать, Андерссон постоянно спрашивал у главы государства, доволен ли тот его действиями и не против ли он того, что у руля российского предприятия стоит иностранец: «Путин всегда отвечал мне, чтобы я продолжал делать то, что делаю».

Сейчас на заводе без лишних надежд готовятся к встрече с новым руководителем. На его место прочат назначенца из Renault.

— Мы хотели бы, чтобы новый глава продолжил всё хорошее, что начал Андерссон. Прислушивался бы ко всем проблемам, о которых ему рассказывают, общался с местной администрацией, — говорит Зайцев. — Было бы здорово, чтобы завод в Тольятти снова перешел на полную смену, а зарплаты выросли. Логичнее для этих целей было бы наладить производство модели Vesta в Тольятти. Большинство комплектующих для нее производится здесь, потом их отвозят в Ижевск, а расходы на доставку немалые.

Материалы по теме

Ловушка для варяга

В политике Андерссона, безусловно, были и промахи, и неоднозначные решения. Например, решение собирать Весту в Ижевске, а не в Тольятти. Однако куда больше вопросов вызывает обоснованность решения руководства Ростеха, которое должно понимать, что поставленные перед Андерссоном задачи были далеки от заботы о социальных нуждах Тольятти и снижении уровня безработицы в городе. Швед не мог не сокращать сотрудников, имея своей целью получение прибыли и снижение издержек. Назначение Андерссона не в последнюю очередь было обусловлено надеждой на то, что именно человек со стороны может сделать то, на что ранее никто не решался, и при этом примет укор общественности на себя. Не должны были в Ростехе забывать и о других важных факторах — в частности, об обвале рубля.

Новому назначенцу придется принимать стратегические решения, находясь ровно в тех же условиях, что и Андерссон, который дни и ночи проводил на заводе. Повлиять на экономическую ситуацию в стране не сможет никто — останется только ждать, когда рынок хоть как-то стабилизируется, а люди вновь будут получать достойную зарплату и пойдут покупать новые автомобили.

С другой стороны, скандальный уход Андерссона может стать предвестником конфликта между членами альянса. В 2015 году участие в АВТОВАЗе обошлось альянсу Renault-Nissan в 620 млн евро. Сейчас Карлос Гон утверждает, что готов продолжать инвестировать в российский рынок и верит в долгосрочную перспективу.

— Автопроизводители не могут остро реагировать на то, что будет происходить в ближайшие два-три года, но мы смотрим на 30 лет вперед и верим, что российский рынок восстановится, — рассказывал он в беседе с корреспондентом «За рулем.РФ».

В то же время Гон признает, что не хочет терять деньги в будущем. А в России будущее непредсказуемо.

Автор: Анна Девятьярова

Фото: АВТОВАЗ

«Проклятое место»: за чьи ошибки ответит Бу Андерссон

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru

Изгнание шведа: как Бу Андерссона уволили с АвтоВАЗа :

Генеральный директор АвтоВАЗа, майор шведской армии Бу Андерссон уходит в отставку, а имя его преемника будет озвучено 15 марта. О досрочном прекращении полномочий топ-менеджера последовательно объявили российская госкорпорация «Ростех» и Renault-Nissan, контролирующие тольяттинский автозавод. В совместном предприятии Alliance Rostec Auto BV, которому принадлежит 74,51% капитала АвтоВАЗа, на Renault-Nissan приходится 67,13% акций, а на «Ростех» – 32,8%. По условиям контракта, Андерссон должен был доработать до конца 2016 года. За два года работы на АвтоВАЗе он успел запустить шесть новых моделей, включая Lada Vesta и XRAY, значительно улучшить качество производства, рассориться с поставщиками комплектующих, вызвать недовольство главы «Ростеха» Сергея Чемезова и закончить 2015-й год с рекордными для завода убытками в размере 74 млрд рублей.

«Так с людьми расставаться нельзя»

О скорой отставке Бу Андерссона заговорили поздней осенью 2015 г. – после того как его публично раскритиковал российский акционер АвтоВАЗа Сергей Чемезов. Он был недоволен стилем управления шведского менеджера и тем, как в разгар кризиса проводились массовые сокращения на заводе – градообразующем предприятии Тольятти. По оценке заместителя председателя тольяттинской думы Александра Денисова, из 720 тыс. жителей Тольятти порядка 250 тыс. человек связаны с заводом (с учетом смежных предприятий и семей их работников).

«Так расставаться с людьми нельзя. В 2008–2009 годах АвтоВАЗ сократил около 45 тыс. сотрудников. Но не было шума, был четко выстроен процесс, мы работали совместно с региональными властями и Минтрудом. Нашли новые рабочие места, перевели людей, провели обучение, они получили новые профессии. Но резать жестко по принципу «половина уходите, а остальные пусть работают» — так нельзя», - объяснил свою позицию Чемезов в интервью РБК.

По состоянию на конец 2013 г. на АвтоВАЗе работали 69,2 тыс. человек, а в течение 2014 г., уже при Бу Андерссоне, численность персонала сократилась на 20% или на 14,5 тыс. человек. В 2015 г. сокращения были запланированы на уровне в три раза меньшем и касались менеджмента, а не рабочих. При этом 30 ноября 2015 г. совет директоров АвтоВАЗа одобрил предложение выйти на пенсию для 5 тыс. человек, которые достигли соответствующего возраста.По словам Чемезова, он «провел беседу» с главой завода и выразил надежду, что «Андерссон понял свою ошибку», а также назвал его «сильным руководителем, вполне адекватно управляющим предприятием». Вместе с тем глава «Ростеха» намекнул, что успехи АвтоВАЗа в обновлении модельного ряда не стоит ассоциировать исключительно с Андерссоном: «Он успешно реализовал наработки, сделанные еще при [предыдущем президенте АвтоВАЗа Игоре] Комарове».

Застигли врасплох

Источник Autonews.ru, знакомый с ситуацией на заводе, предполагал, что Бу Андерссону могут дать доработать контракт до конца, но в результате о его отставке стало известно уже 4 марта, в пятницу – нерабочий для перешедшего на четырехдневный режим АвтоВАЗа день.

Заявление об увольнении Андерссона сделал Сергей Чемезов, который предпочел формату официального пресс-релиза интервью изданию The Wall Street Journal. По его словам, принципиальное решение уже принято, Renault-Nissan с ним согласен, отставка шведа состоится на ближайшем заседании совета директоров.

В числе причин отставки Андерссона Чемезов назвал убытки АвтоВАЗа по итогам 2015 г. и его кадровую политику. Социальное недовольство в Тольятти нарастало, прошло уже несколько акций протеста, напомнил Чемезов. «Я неоднократно говорил ему быть осторожнее, но он не понимал», - сказал глава российской госкорпорации.Еще одной претензией в адрес Андерссона со стороны Чемезова оказался избыток, по его мнению, иностранных комплектующих при производстве автомобилей Lada. «Теперь нам нужен другой человек. Это все», - резюмировал Чемезов.

Бу Андерссон в это время находился в Европе, он улетал на Женевский автосалон и в Россию на момент выхода публикации еще не вернулся, рассказал источник Autonews.ru в Тольятти. В свою очередь, The Wall Street Journal со ссылкой на собственный источник, знакомый с ситуацией, рассказал, что Бу Андерссон «был застигнут врасплох» решением об увольнении.На следующий день, 5 марта, увольнение Андерссона подтверил концерн Renault-Nissan посредством официального заявления СП Alliance Rostec Auto BV. В релизе говорится, что заседание совета директоров АвтоВАЗа, на котором будет озвучено имя сменщика Андерссона, пройдет 15 марта. «Его преемнику предстоит возглавить следующий этап операций по выводу компании из кризиса», - отмечается в заявлении.Причины увольнения Андерссона в пресс-релизе не называются, но глава Renault-Nissan Карлос Гон несколькими днями ранее заявил в интервью Autonews.ru, что не винит руководство завода в убытках. «АвтоВАЗ теряет деньги, но мы понимаем, почему это происходит. Вы должны понимать, каков ваш реальный убыток от операционной деятельности. В текущих реалиях рынка результат АвтоВАЗа плохой, но не хуже, чем у большинства других автопроизводителей. Я не виню за это управляющих компанией, иначе мне пришлось бы обвинять в этом всех менеджеров всех автопроизводителей в России», - заявил Гон.«Не знаю никого, кто мог бы сказать, что он делает деньги в России сейчас с учетом того, где находится рубль, и что рынок падает на 50%», - подчеркнул Гон. Он добавил, что не волнуется за АвтоВАЗ с точки зрения менеджмента. «Там уже произошло много хороших вещей. Сейчас они незаметны только из-за краха рынка и национальной валюты», - уверен топ-менеджер. Недовольства сокращением персонала на заводе в Тольятти Карлос Гон также не озвучивал. Если Бу Андерссона за время работы на ГАЗе и АвтоВАЗе прозвали «убийцей издержек» в России, то Карлос Гон известен под тем же прозвищем во всем мире и исповедует схожую с Андерссоном манеру ведения бизнеса.

Инициатива позвать его на работу в Тольятти исходила именно от Карлоса Гона, рассказал Андерссон РБК в декабре 2015 года. «Он был очень настойчив в части модернизации компании — должно быть современное управление, — говорит руководитель АвтоВАЗа. — И поставил цели: достичь доли рынка в 20%, вернуть прибыльность заводу и следить за операционной рентабельностью». Последний был закреплен в контракте Андерссона на уровне в 6%.

Вместе с тем источники РБК рассказывали, что в Renault-Nissan также недовольны Андерссоном. На сегодняшний день он не выполнил ни одного из условий своего контракта. По итогам 2015 года завод получил рекордный за всю историю убыток в 74 млрд руб. по МСФО — втрое больше, чем годом ранее. Убыток от операционной деятельности вырос более чем в восемь раз, до 66,8 млрд руб., а рыночная доля АвтоВАЗа, по данным АЕБ, составила 16,8% в 2015 году. В заключении к отчетности по МСФО за 2015 г. аудитор автозавода Ernst & Young выразил «значительные сомнения в способности ОАО «АвтоВАЗ» и его дочерних организаций продолжать свою деятельность непрерывно».

Конфликт с поставщиками

Проблемы с поставщиками начались у АвтоВАЗа в первый год работы Бу Андерссона. В октябре 2014 года конвейер остановился из-за нехватки комплектующих для девяти тысяч автомобилей. Холдинг «Объединенные автомобильные технологии», поставляющий АвтоВАЗу около 40% всех компонентов, не отгрузил задние фары и детали интерьера. В результате встали все три нитки конвейера завода. Поставщик прекратил отгрузки после нескольких попыток согласовать с автозаводом корректировку цен с учетом изменившегося курса валют. Еще один поставщик «АвтоВАЗагрегат» прекратил поставку сидений. С «АвтоВАЗагрегатом» тольяттинский завод больше не работает, а ОАТ, который является структурой «Ростеха», планировал выкупить, но сделку до сих пор не одобрил Renault-Nissan.

«Они в конце 2014-го фактически приставили пистолет к моему виску. «АвтоВАЗагрегат» тогда прекратил поставку сидений, и в настоящее время они не являются больше нашим поставщиком. А ОАТ не отгрузил фары головного света и другие детали. Я никогда не сталкивался с таким поведением. Я всем поставщикам говорю, что заказчик ждет выполнения пяти условий: качества, исполнения сроков поставки, сервиса, цены и условий оплаты. ОАТ не выдержал конкуренции», - рассказал Андерссон в интервью РБК.Поставщики в ответ на претензии Андерссона обвиняли АвтоВАЗ в оказании давления с целью снижения закупочных цен и в том, что завод неоправданно часто предпочитал иностранные автокомплектующие российским. А в начале 2015 г. Андерссон пожаловался на поставщиков даже полиции. «Нам нужна помощь правоохранительных органов в мотивации наших людей на исполнение своей работы правильно, без нарушений. Но самое важное — нам нужна помощь с поставщиками, которые очень сильно навредили нам. Мы уважаем порядок и дисциплину и хотим обеспечить людям безопасное будущее. Ведь только соблюдая дисциплину можно добиться успеха», — сказал Андерссон на встрече с новым главой ГУ МВД по Самарской области.

В результате с 2014 г. в контракты АвтоВАЗа с поставщиками добавился пункт о ежегодном снижении закупочных цен на комплектующие на 2–5%, напоминает РБК со ссылкой на две компании-поставщика завода, а отсрочка платежей в 2015 г. выросла с 40 до 60–70 дней. Поставщики говорят, что теперь работают напрямую и это отчасти компенсирует потери. «При Андерссоне из процесса поставок была исключена цепочка всевозможных посредников, которые выступали в интересах бывших вазовских менеджеров, — рассказывает владелец группы «Виза» (поставщик шумо- и виброизоляции) Виталий Зыков. — [До него] среди поставщиков не было никакой конкуренции, комплектующие закупались по любым ценам и любого качества».

Что успел сделать Бу Андерссон

За два года при шведском менеджере АвтоВАЗ выпустил шесть новых моделей. Четыре из них были вариациями на тему уже существующих автомобилей – «приподнятые» Largus Cross, Kalina Cross, несколько более комфортабельная версия классической «Нивы» под названием Urban 4x4 и Granta в кузове лифтбек. Но главными запусками Бу Андерссона стали хэтчбек XRAY и седан Vesta в новом фирменном дизайне за авторством Стива Маттина, знаменующим начало новой эпохи на АвтоВАЗе. Причем если первый является, по сути, перелицованным Renault Sandero Stepway, то Vesta построена на новой платформе, разработанной АвтоВАЗом при участии специалистов Renault-Nissan.

Старт производства Vesta проходил осенью прошлого года на фоне обвала российского авторынка почти на 35%, однако АвтоВАЗ за первую ночь продаж полностью реализовал первую партию Lada Vesta, которая состояла из тысячи автомобилей. По результатам ноября 2015 г. Lada Vesta вошла в топ-25 самых востребованных моделей на российском рынке. Согласно отчету Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в этом месяце АвтоВАЗ реализовал 1748 седанов Vesta. Стоимость Vesta стартует от 514 тыс. рублей.

«Дилеры довольны автомобилем. В декабре дилеры продали 2785 Vesta, из них более 20% — только в Москве и Санкт-Петербурге. Напомню, автомобиль начали продавать всего 60 дилеров из 350. Наши лучшие партнеры. И только в самом конце декабря к ним добавилось еще 85. То есть с января этого года Vesta продают 145 дилеров. Наши конкуренты теперь смотрят на нас по-другому и воспринимают как сильных соперников. И распускают смешные слухи, что старт не удался, хотя сами знают, что судить по одному месяцу нельзя», - рассказал Андерссон в интервью РБК.

Продажи хэтчбека Lada XRAY стартовали 14 февраля. Цены на модель начинаются от 589 тыс. рублей. Таким образом, отечественный хэтчбек оказался дешевле соплатформенного Renault Sandero Stepway (614 990 рублей). При этом если уровень локализации Vesta, согласно официальным данным АвтоВАЗа, составляет 71%, то XRAY локализован лишь на 49%.Также АвтоВАЗ под руководством Бу Андерссона добился значительно повышения качества производимой продукции. Уровень так называемого прямого схода автомобилей с конвейера, то есть процент произведенной без дефектов продукции, в 2015 г. приблизился к 90%, тогда как в 2013 г. составлял около половины всех собранных автомобилей.Андерссон предъявлял более жесткие требования дилерам. Автосалоны должны быть оформлены в новом корпоративном стиле, на что желающим продавать Vesta дилерам было отведено два месяца.

Что ждет АвтоВАЗ

Кто возглавит тольяттинский автозавод после ухода Бу Андерссона, пока неизвестно. В числе кандидатов на этот пост фигурируют различные фамилии, начиная от гендиректора КамАЗа, члена совета директоров АвтоВАЗа Сергея Когогина и заканчивая главой марки Datsun Венсаном Кобе.

По данным РБК, Когогину уже предлагали занять этот пост, но он ответил отказом. Также не дал согласия возглавить АвтоВАЗ и бывший директор сборочно-кузовного производства АвтоВАЗа, исполнительный вице-президент по электромобилям Renault-Nissan Юг Демаршелье. Руководитель «Ростеха» Сергей Чемезов в интервью The Wall Street Journal заявил, что Renault-Nissan планирует отправить одного из своих менеджеров принять оперативные дела у Андерссона.

Версия с новым гендиректором завода в Тольятти из французско-японского альянса укладывается в концепцию, которую изложила газета «Ведомости» со ссылкой на осведомленные источники. По данным издания, АвтоВАЗ, чтобы не повторять ситуации с Андерссоном, изменит структуру управления. Помимо гендиректора, в ней появится топ-менеджер по взаимодействию с государственными органами и контролю социальных вопросов. И если кандидатуру гендиректора завода предложит Renault-Nissan, то этого человека выберет «Ростех». Должность для него будет создана на уровне совета директоров и в социальных вопросах гендиректор будет ему подчиняться.

www.autonews.ru


Смотрите также